РАДОСТЬ ЗДОРОВЬЯ - СИЛА КРАСОТЫ

Главная страница

Болезни: от А до Я

Красота

Народная медицина

Медицинская помощь

Диеты

Все о лекарствах и БАД

Новости медицины

О здоровье

Клуб досуга

Лечение чесноком

 

О ЗДОРОВЬЕ

Медицина на Руси

На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др.

Христианство и лечение на Руси

С принятием христианства характер лечения несколько изменяется. Христианская религия вводит новые элементы – молитву и пост. Медициной начинают заниматься духовные люди.

" Изборник Святослава"

Древнейшим памятником русской медицинской литературы является статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в Х в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1703 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений.

Агапит - врач Руси

В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины, - Демьян Целебник и Агапит – «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII в. Агапит излечил киевского князя Владимира и отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В XI в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава об их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе – выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении.

"Мази"

В 1130 г. внучкой Владимира Мономаха – Евпраксией Мстиславовной – был написан трактат «Мази», который состоит из пяти частей и включает 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние – описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней: «О болезнях рта», «На паршивость головы». В пятой части – две главы: «О болезнях желудка», «О болезнях сердца».

К XV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий».

Колдовство и порча на Руси

В XVI – XVIII вв. на Руси появилось множество вертоградов, лечебников и травников. Часть из них русского происхождения, а часть – переводные произведения. В то время была очень распространена вера в порчу, колдовство, чары, поэтому в книгах дается множество средств, применявшихся как с целью лечения, так и для колдовства.

Издавна в Москве в зелейных лавках продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Не только всякую траву, коренья, масла, мази можно было приобрести, но и драгоценные камни, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Зелейные ряды были живым источником медицинских знаний для народа, так как здесь можно было получить совет по лечению любого заболевания.

"Ягодная повинность" на Руси

В XVI в. после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются иноземные ученые, архитекторы, врачи. Открываются первые аптеки, учреждается аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Организуется заготовка дикорастущих трав не только в центре России, но и в Сибири. Сформировалась и особая система сбора и заготовки лечебных трав. Учрежденный в середине XVII в. аптекарский приказ подбирал травников – «помяс», инструктировал их, что и где собирать и как доставлять в Москву. Параллельно существовала «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове собирали «солодковое коренье вешнее и осенне», из Ярославского уезда привозили ягоды можжевельника, из Коломны – чемерицу, из Казани – почечуйную траву. «Кошкину траву» - валериану – копали в Рязани, везли травы и из Сибири. За неисполнение повинности полагался денежный оброк или даже тюремное заключение.

Владимир Даль о здоровье: 

Здоровье дороже богатства.

Не рад больной и золотой кровати. 

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Больному и золотая кровать не поможет

Здоровье выходит пудами, а входит золотниками

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест

Об обжорстве: Где пиры да чаи, там и немочи. Не ешь масляно: ослепнешь.

О зубной боли: На чих кошки здравствуй, зубы болеть не станут. 

О головной боли 

Не играй шапкой: голова болеть будет.

Болит голова - остричь догола, посыпать ежовым пухом да ударить обухом.

При заболеваниях глаз: От глазных болей - двенадцать раз умываться росою.

При температуре: От лихорадки: рака вином настоять и пить.

О выпивке: Пить - помрешь, не пить - помрешь, уж лучше ж умереть, да пить.

О траволечении: На всякую болезнь зелье вырастает.

О самолечении: Самого себя лечить, только портить.

О луке: Хрен да редька, лук да капуста - лихого не подпустят.

Лук семь недугов лечит. Лук от семи недуг.

Диета "баллов"

ТОП-10 статей:

Как бороться с пылевым клещом?

Медицина на Руси

Сауна - для здоровья!

Аюрведа-тысячелетнее искусство врачевания

Методы контрацепции

Гастроэнтерология

Контактные линзы

Совы и жаворонки

Агни-йога о здоровье

Матери о здоровье ребенка

Клубничная красота

Плацентарная косметика