Обращение главы Минздрава РФ Юрия Леонидовича Шевченко

Обращение главы Минздрава РФ Юрия Леонидовича Шевченко

Последние дни уходящего года – время традиционного подведения итогов. Каким был 2002 для медиков? Минздрав опубликовал предновогоднее интервью Министра здравоохранения России Юрия Леонидовича Шевченко.

"Дорогие друзья! Заканчивается ещё один год нового века и нового тысячелетия. И сегодня хочется оглянуться назад, подвести итоги и наметить перспективы на будущее. Уходящий год был непростым для российского здравоохранения. Мы старались закрепить те положительные сдвиги, которые наметились в нашей отрасли за два предыдущих года, и нам многое удалось.

Отрадно, что ежегодно, начиная с 2000 года, повышается в нашей стране рождаемость. И за 10 месяцев 2002 года в Российской Федерации родилось на 75 тысяч детей больше, чем в 2001 году. Уже второй год снижаются показатели младенческой смертности. В этом году этот страшный показатель удалось снизить на 7 процентов, и это хороший результат.

Впервые за последние 20 лет проведена Всероссийская диспансеризация детского населения страны. На сегодняшний день врачами-специалистами осмотрено и проведено углубленное лабораторное обследование более 30 миллионов маленьких граждан страны, то есть почти всех детей России. Наша задача на будущий год – спланировать и провести реабилитационные мероприятия для детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья. Необходимо, чтобы медицинская помощь пришла ко всем нуждающимся детям, как бы далеко от столицы они ни жили.

Продолжена работа по обеспечению необходимым лечением тяжело больных детей. В этом году, как и в предыдущие два года, Минздрав России полностью обеспечил дорогостоящим импортным лечением абсолютно всех детей в стране, страдающих тяжёлым, инвалидизирующим заболеванием – карликовостью.

Продолжена и успешно осуществляется борьба с опасными инфекционными заболеваниями. В этом году Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной Организацией Здравоохранения, как территория, свободная от полиомиелита. Кроме того, Россия, одна из первых стран в Европейском регионе приступила к реализации программы Всемирной Организации Здравоохранения по ликвидации кори к 2010 году.

В результате реализации Федеральной Целевой Программы "Борьба с туберкулезом в Российской Федерации", в стране остановлен, в основном, рост заболеваемости тяжёлого, социально значимого недуга – туберкулёза. Понятно, что обстановка по туберкулёзу в России, как и во всем мире, остаётся напряжённой, поэтому мы не намерены успокаиваться и будем всесторонне укреплять достигнутый успех.

Борьба с инфекциями – лишь одна грань многосторонней работы нашей отрасли. Конечно, один из главных вопросов – качество медицинского обслуживания. Большая работа ведётся и в этом направлении. Мы стремимся обеспечить каждого нуждающегося россиянина самой современной медицинской помощью. В этом году объемы оказания бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, с использованием последних мировых научно-практических разработок медицинской науки, возросли на 40 процентов. Кроме того, в целях приближения оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям субъектов Российской федерации и муниципальных образований страны, Минздравом России создано 6 федеральных окружных медицинских центров – по одному в каждом Федеральном округе страны.

Понятно, что внедрение самых современных разработок медицинской науки в практику здравоохранения невозможно без совершенствования системы финансирования отрасли. Сейчас активно готовится, и в будущем году будет вынесен на рассмотрение целый пакет законопроектов, касающихся системы обязательного медицинского страхования, четкого разграничения бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг и сервиса. Будет рассмотрен вопрос о совершенствовании существующей системы финансирования и управления экономикой медицинских учреждений, так называемых некоммерческих государственных и муниципальных медицинских образований.

Но планомерный процесс лечения и профилактики невозможен без современных и, главное, эффективных и доступных лекарственных средств. В целях предупреждения распространения поддельных лекарственных препаратов, в стране введена единая система обязательной сертификации лекарственных средств. Силами Фармацевтической инспекции Минздрава России установлен жёсткий контроль за работой аптечных организаций страны.

Активно развивается отечественная медицинская наука. В 2002 году в нашей стране разработана и внедрена уникальная система дородовой диагностики риска развития сахарного диабета у детей, что позволит предотвратить развитие этого тяжёлого, социально значимого заболевания у многих пациентов.

Создан первый отечественный сурфактант, по активности в 30-50 раз превосходящий известные зарубежные аналоги. Этот лекарственный препарат показал исключительную эффективность при лечении поражений лёгких у взрослых и детей. Внедрение этих препаратов в широкую практику позволит, вне зависимости от импорта аналогичных зарубежных лекарственных средств, существенно снизить младенческую смертность.

Все эти замечательные достижения стали возможными благодаря самоотверженному труду российских медиков, благодаря их высокому профессионализму и беззаветному, жертвенному служению Медицине, человеку. Именно этими качествами российские медики снискали любовь и уважение пациентов, именно эти качества – наше главное достояние, именно они – залог дальнейшего успешного развития отечественной медицины.

Очень скоро большинство из Вас, дорогие друзья, будут сидеть за праздничными столами, провожать весёлыми тостами год уходящий и с надеждой встречать Новый, 2003 год. Вспомните в новогоднюю ночь и про людей в белых халатах, многие из которых и в этот праздник будут стоять за операционным столом и самоотверженно трудиться у постели больного, принимать роды и спешить в машине "Скорой помощи" на вызов. Вспомните о тех, кто борется и будет бороться за самое бесценное в мире – здоровье и жизнь человека!

В эти замечательные, светлые январские дни желаю Вам, дорогие мои, крепкого здоровья, счастья, оптимизма, благополучия, исполнения в новом году всех Ваших чаяний и желаний, а моим коллегам – успехов и удач в нашем нелёгком, жертвенном служении человеку и человечеству, новых ярких и смелых открытий, научных разработок, блестящих операций, новых методик лечения и профилактики во имя здоровья и жизни наших пациентов! С Новым годом!"

Министр здравоохранения России
    Юрий Шевченко